Каждое слово в притче о Блудном Сыне важно, и Церковь веками и тысячелетиями вникала в ее смысл. Однако то, как мы видим ее, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем и сын-отступник в глазах своей семьи считался мертвым, хуже чем мертвым, как будто и не бывшим. Оскорбить отца — гнусное преступление, которое по Ветхозаветному закону заслуживало смерти. Блудный сын — не просто бедный парень, попавший в трудную жизненную ситуацию. Он мерзавец, которому не место среди приличных людей. И притча говорит о том, что он это понимает — «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Притча не останавливается на том, как он «пришел в себя» и что этому предшествовало. Но мы часто видим, как притча разыгрывается на наших глазах — и с нами самими, так что можем себе представить. Какое-то время сын чувствует себя прекрасно — никакой отцовской опеки и этого зануды-брата, он волен тратить деньги как хочет, и пока отцовские деньги звенят в его кошельке, благосклонность блудниц и лесть собутыльников ему обеспечена. Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот деньги кончаются — и отец и брат проявляют свой ужасный, немилосердный, мстительный характер. Они что, не догадываются, что бедняга совсем издержался, может быть, даже, впал в долги? Они не понимают, как это ужасно — еще вчера у тебя были деньги, перед тобой услужливо распахивали двери, приятели почтительно смеялись твоим шуткам, женщины чуть не дрались за твое внимание, ты был окружен почетом и предупредительностью…. и вот — праздник кончился, вчерашние друзья тебя не замечают, прихлебатели и блудницы переключились на кого-то, у кого деньги еще есть…
Чтобы «прийти в себя» блудному сыну нужно стукнуться о дно, и стукнуться больно — и отец дает ему такую возможность. Милосердие — это то, что принадлежит людям, гордыня, враждебность и высокомерные претензии которых сломлены. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».
Когда сын понимает, что это уж точно не отец согрешил против него, и даже не брат, что согрешил тут он, отец принимает его с ликованием и устраивает для него пир. Этот пир не был бы возможен, если бы сын стал предъявлять претензии — почему мне не слали еще денег на страну далече? И вряд ли история закончилась бы так хорошо, если бы он с порога потребовал: «Ну, где мой упитанный телец?»
Чтобы попасть на пир, надо прийти со словами «я согрешил… я недостоин»; человеку сокрушенному и смиренному непременно будет оказано милосердие, и Господь это ясно обещает. А человеку наглому, высокомерному и требовательному оказать его просто невозможно. Поэтому, приближаясь к Великому Посту, мы и читаем эту притчу – мы согрешили, мы виноваты, встанем, пойдем к Отцу.
В храме Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в п. Большая Мурта и в храмах Большемуртинского района состоятся богослужения:
11 февраля (суббота) 09.00 – молебен в приходе святого благоверного князя Даниила Московского п. Бартат. 10.30 – литургия в приходе святого пророка Илии с.Еловка 17.00 – всенощное бдение в храме Святителя Луки п. Б-Мурта. ул.Садовая 4. |
|
12 февраля (воскресенье) – Неделя о блудном сыне | 09.00 – литургия. 11.30 – Таинство крещения в храме Святителя Луки п. Б-Мурта. ул.Садовая 4. |
16 февраля (четверг) 09.00 – литургия в приходе святого благоверного князя Даниила Московского п. Бартат. 11.30 – молебен в приходе святого пророка Илии с.Еловка |
|
18 февраля (суббота) – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. 10.00 – вселенская родительская панихида в храме Святителя Луки п. Б-Мурта. ул.Садовая 4. 17.00 – всенощное бдение в храме Святителя Луки п. Б-Мурта. ул.Садовая 4. |
|
19 февраля (воскресенье) – Неделя мясопустная, о Страшнем суде. | 09.00 – литургия. 11.30 – Таинство крещения в храме Святителя Луки п. Б-Мурта. ул.Садовая 4. |
Телефон для справок: 8 983 146 1000