История

Большемуртинский район.

В 18 веке был открыт Юксеевский Покровский приход. Первопоселенцами села Юксеево в селе был построен деревянный храм. Юксеевский Покровский деревянный храм был построен в 1795 году (Е.В. 1884 год).

В 1798 году, вместо прежнего деревянного храма, в селе был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Кр. оп.). Церковная библиотека состояла из 280 томов.

В 1845 году в помещении церковной сторожки, священником Гавриилом Тыжновым была открыта церковно-приходская школа. Открытое в приходе в 1902 году попечительство занималось исключительно потребностями школы.

В 1884 году в приходе насчитывалось 980 душ православных христиан, к Юксеевскому приходу было приписано 3 часовни.

В 1916 году Юксеевский причт состоял из священника и псаломщика, псаломщик жил на квартире. У священника имелся дом. Население – 1420 душ православных состояло из коренных сибиряков, и нескольких переселенцев из России.

С 28 октября 1918 года место священника в приходе села Юксеево было вакантно.

В Юксеево в 1926 году имелся сельсовет, школа первой ступени и лавка общества потребителей, население – 665 русских душ. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Юксеево было основано в 1676 году.

 

В 1926 году в д. Пакуль имелся сельсовет и школа первой ступени, населяло Пакуль – 304 души русских, деревню Мингуль населяло – 274 русских души. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» деревня Мингуль была основана в 1680 году, годом основания Пакуля был 1726 год. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

В Юксеево, по улице Центральной, напротив сельсовета, в наше время находится жилой дом, он стоит на месте разрушенного Юксеевского храма. из телефонного разговора с сельсоветом.

К Юксеевскому приходу были приписаны часовни:

  • 1. В 1810 году в деревне Мингуль была построена часовня.

Деревня Мингуль, в наше время нежилая, находилась на реке Подъемной, в 13 км. от Большой Мурты, и в 2 км. от д. Пакуль.

1.2. В 1820 году в деревне Пакуль была построена часовня, в 1913 году вместо нее была построена новая часовня во имя Святителя Николая.

В наше время, в деревне Пакуль по улице Мира стоит дом №50-52, раньше на этом месте стояла Пакульская деревянная часовня. из телефонного разговора с сельсоветом.

  1. 2. В 1767 г. в Тобольской духовной консистории рассматривалось доношение Красноярского духовного правления об освящении вновь построенной церкви во имя Пресвятой Богородицы в с. Подъемном Красноярского заказа. ТГА Ф. И156, Оп.2, Д.1606

В 1801 году был открыт Подъемский Введенский приход.

В 1817 году в селе Подъемском был построен каменный двух – престольный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с главным престолом в честь Святой Троицы. При храме имелась достаточная библиотека. В селе имелась церковно-приходская школа на 23 учащихся, действовали церковно-приходское и церковно-школьное попечительства. В 1884 году в приходе насчитывалось 1584 души православных христиан, к приходу было приписано 6 часовен.

В июне 1893 года, при обзоре церквей епархии, епископ Александр Енисейский и Красноярский проезжал село Подъемское. В Подъемском храм каменный, двух-престольный. Придел, пристроенный к храму, был покрыт тесом. Кровля, от времени и дождей прохудилась и пропускала течь, на своды храма. Отчего пол храма, сделанный из графитного камня, был в плохом состоянии. Священник, указывая на все эти недостатки, сетовал на отсутствие средств, и бедность прихода. Архипастырь обратил внимание на образа, в киотах, находившиеся на северной и южной стенах внутри храма, и на церковной паперти. Образа были очень плохо написаны. На что владыка указал священнику, повелев ему их исправить или заменить другими. Путь от Подъемки до Большой Мурты составлял 15 верст.

В 1916 году Подъемский причт состоял из священника и псаломщика, у обоих имелись удовлетворительные дома. Приход населяло 1487 душ православных.

На 1 апреля 1918 года место священника Подъемского прихода было вакантно.

В 1926 году в селе Подъемном (Нижне – Подъемном) имелся сельсовет, школа первой ступени и лавка общества потребителей, население – 719 русских душ. Подъемное находилось на реке Верхне – Подъемной, в 16 км. от Большой Мурты. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Подъемное было основано в 1658 году.

В селе Комарово в 1926 году имелся сельсовет и школа первой ступени, население – 491 душа русских. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Комарово было основано в 1720 году.

В деревне Тигиной в 1926 году имелся сельсовет и школа первой ступени, население – 607 душ русских. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Тигина была основана в 1526 году.

В 1926 году в деревне Придивной проживало 150 русских душ. Деревня Придивная находилась в 4 км. от Российки, на берегу реки Енисей. В «Лоцманской карте реки Енисей», 1967 г. в двух километрах от устья реки Подъёмной, в этой карте показан населённый пункт Старая Предивная. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Придивная была основана в 1800 году. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

В 1940 году Подъемский Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был разобран на кирпич.

На месте храма в Береговой Подъёмной в наше время установлен памятный крест.

В 1916 году упоминается о 3 приписанных часовнях:

2.1. В 1801 году в деревне Тигино была построена часовня, в 1916 году строился молитвенный дом.

Имена аринов сохранились в местных географических названиях:– Тигина несёт имя аринского князя Чигея. Леонид Безъязыков «Красноярск изначальный».

В наше время рядом с клубом в деревне Тигиной, стоит памятник погибшим в ВОВ, и клуб и памятник находятся на месте разрушенной деревянной часовни. из телефонного разговора с сельсоветом.

2.2. В деревне Предивной?, в 13 км от села Подъемского, часовня была построена в 1821 году.

2.3. В деревне Комарово часовня была построена в 1825 году.

Старожилы в Комарово не помнят, где в деревне стояла часовня.

  1. 3. В 1844-1847 годах в Красноярском духовном правлении велось дело о строительстве в селе Большемуртинском новой каменной церкви (ГАККф.592, оп.1, д.866).

Мурта – по-тюркски означает – пчела, другой вариант – черёмуха51.

В 1845 году был открыт Большемуртинский Михаило–Архангельский приход. В 1846 году в селе Большая Мурта был заложен, а в 1858 году освящен каменный храм во имя Архистратига Божиего Михаила. В селе имелась церковно-приходская школа.

В 1884 году в приходе насчитывалось 146 душ православных христиан. В том же году в Большой Мурте была открыта церковно-приходская школа.

В июне 1893 года, при обзоре церквей епархии, епископ Александр Енисейский и Красноярский проезжал Большемуртинский храм. Храм снаружи ремонтировался, а внутри был довольно чистый.

В 1901 году в Большемуртинском приходе было открыто церковно-приходское попечительство. В 1905 году для церковно-приходской школы было построено собственное здание. Церковная библиотека была очень бедной и малосодержательной.

В 1916 году Больше – Муртинский причт состоял из священника и псаломщика. У священника дом требовал капитального ремонта. У псаломщика имелось два дома (некогда по штату было положено два псаломщика), один дом был без надворных построек. Население прихода – 2798 душ православных состояло из коренных сибиряков и переселенцев из разных губерний России.

Весной 1919 года священник Большемуртинской Михаило-Архангельской церкви рапортовал на имя Епархиального Начальства нижеследующее: — «При набеге банды красных 19 мая ст.ст. 1919 года на с. Большемуртинское, церковь и её имущество не пострадали; красные были в храме, искали пулеметы, но бесчинств никаких не проявляли; моё имущество все разграбили, книги разобрали и просто рвали, все бракоразводные дела погибли, похищена печать мастичная для пакетов. При набеге красной банды спешно эвакуировался за правительственными войсками из Большемуртинского в Шилу. С собой успел взять Св. Антиминсы и Св. Дары». Е.В.1919

В 1926 году в селе Большемуртинском имелся районный исполнительный комитет, сельсовет, школа первой ступени, агрономический пункт, ветеринарный пункт, телеграфное агентство, ссудо-сберегательная касса, лавка общества потребителей, телефон, лавка сельскохозяйственного товарищества, школа семилетка, изба – читальня, библиотека и народный дом. Населяло Большую Мурту в 1926 году – 1410 душ русских.

В 1936 году Большемуртинский храм был взорван.

К Большемуртинскому приходу было приписано три часовни:

3.1. Айтат был основан в 1672 году, в то время основным населением были тюрки, остяки и арины. Айтат на древнекетском языке означает – кедровая река. Кантат в переводе с древнекетского – ястребиная река, — по эвенкийски – река51.

До 1884 года, в деревне Айтат была построена деревянная часовня.

В 1926 году в деревне Айтат действовали сельсовет, школа первой ступени и лавка общества потребителей, население составляло –647 русских душ. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

Из воспоминаний старожил, после того как товарищи закрыли часовню, в ней некоторое время была скотобойня. В наше время в Айтате, на угорье, на месте разрушенной часовни пустырь, напротив дома № 4, по улице Нагорной. От Айтата до Енисейского тракта 11 километров гравийной дороги. из телефонной переписки с сельсоветом и местной библиотекой.

3.2. Годом рождения деревни Малый Кантат, по мнению местного библиотекаря, считается 1645 год.

До 1884 года, в деревне Малый Кантат была построена деревянная часовня.

В 1926 году в деревне Малый Кантат действовал колхоз, сельсовет и школа первой ступени, её населяло 852 души русских. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Малый Кантат был основан в 1770 году. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

В 1957 году, в Малом Кантате на месте старого сельсовета (это был добротный пятистенный дом, во второй половине которого располагалась библиотека), ныне находится новодельный жилой дом Александра Андреева, по улице Антонова, д. 63/1. На месте старого клуба (свиду деревянный сарай, был сломан на дрова в 1950-х гг.), ныне находится новодельный жилой дом Назаренко Людмилы Андреевны, по улице Антонова, д. 44. со слов Исаевой Нины Ивановны, приехавшей в М. Кантат в 1950-х годах.

В 2019 году в Малом Кантате проживает около 250 душ населения.

3.3. До 1884 года, в деревне Большой Кантат была построена деревянная часовня.

В 1926 году в деревне Большой Кантат действовали сельсовет, школа первой ступени и лавка общества потребителей, население – 499 душ русских. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

В 1931 году часовня в Большом Кантате была закрыта и приспособлена под здание сельского совета.

В наше время на месте старого сельсовета, в Большом Кантате, находится огород местного жителя. из телефонного разговора с сельсоветом.

В 2019 году в Б. Кантате проживало около 300 душ.

  1. 4. В 1852-1854 годах в Красноярском духовном правлении велось дело о постройке в деревне Еловской, Нахвальской волости, деревянной Пророкоильинской церкви (ГАККф.592, оп.1, д.1051, лл.1-15).

В 1856 году был открыт Еловский Пророко – Ильинский приход.

В 1858 году в селе Еловка был построен деревянный храм. 11 мая 1859 года храм был освящен во имя Святого Пророка Илии. В 1890 году Еловский храм был отремонтирован. В 1884 году в приходе насчитывалось 1792 души православных христиан.

В июне 1893 года, при обзоре церквей епархии, епископ Александр Енисейский и Красноярский проезжал село Еловку. В Еловке, в углу церковной ограды имелась часовня, в память спасения жизни Августейшего Семейства, случившегося 17 октября. Часовня содержалась опрятно и в чистоте. Еловский храм деревянный, в нем снаружи делали штукатурку, по дранке. Работа производилась прочно и изящно. Внутри предполагалось окрасить потолок светло-небесным, а стены светло-розовым цветом. Путь от Еловки до Подъемского составлял 20 верст.

В 1916 году Еловский причт состоял из священника, диакона и псаломщика, у всех троих имелись дома, обветшавшие и требовавшие ремонта. Церковная библиотека состояла из 340 томов. Население – 3554 души православных состояло из коренных сибиряков, ссыльных и переселенцев.

В 1926 году в селе Еловском имелся сельсовет, школа первой ступени, лавка общества потребителей и народный дом, населяло Еловку   – 1050 душ русских.

В 1926 году в деревне Бартат действовали сельсовет, школа первой ступени, изба — читальня и лавка общества потребителей, население деревни, в том году составляло – 797 душ русских. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» Бартат был основан в 1615 году.

В 1926 году в деревне Силина действовал сельсовет, население 367 душ русских. Силина находилась на реке с одноимённым названием, в 27 км. от Большой Мурты, в 22 км. от села Юксеево.

В 1926 году в деревне Солдатово проживало 264 русских души. Солдатово находилась на речке Силина, в 27 км. от Большой Мурты, в 22 км. от села Юксеево.

В 1926 году в деревне Дубровина действовал сельсовет, школа первой ступени, население 608 душ русских. Дубровина находилась на реке Мингуль, в 27 км. от села Юксеево, в 21 км. от села Сухобузимо, и в 19 км. от села Шила. В то время Дубровина входила в состав Сухобузимского района. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

Неподалёку от Еловской школы, в наше время, находятся развалины кирпичного сельского клуба. Раньше на этом месте стоял Еловский храм. из телефонного разговора с работниками школы.

К Еловскому приходу были приписаны четыре часовни:

4.1. 22 августа 1898 года в деревне Бартат сгорела часовня, построенная до 1884 года. В 1906 году на ее месте был построен молитвенный дом.

В 1930 году Бартатский молитвенный дом был закрыт и приспособлен под избу-читальню.

В наше время место, где стоял Бартатский деревянный молитвенный дом, находится рядом с клубом. из телефонного разговора с сельсоветом.

4.2. – 4.3. В деревнях Силино (? в 4 км от села) и Солдатово (? в 6 км от села) имелись часовни, построенные до 1884 года.

4.4. В 1912 году в деревне Дубровино (в 10 км от села) к стоявшей издавна часовне был прирублен алтарь.

Деревни Мингуль, Дубровина, Силина и Солдатова, в наше время нежилые. из телефонного разговора с сельсоветом.

  1. 5. Определением Святейшего Синода, от 18-27 января 1911 года, за № 354 был открыт приход в переселенческом участке Крутом. На место священника и псаломщика были назначены слушатели Московских пастырских курсов.

В 1912 году в селе Крутинском был построен деревянный храм в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. Село стояло при истоке реки Айтат, названо было от участка Крутой лог, на котором поселились первопоселенцы. В селе, в хорошем и удобном помещении размещалась церковно-приходская школа на 55 учащихся.

В 1916 году причт состоял из священника и псаломщика, у обоих имелись исправные дома. Население – 2057 душ православных, состояло исключительно из переселенцев: Минской, Могилевской, Тульской, Самарской, Казанской, Витебской, Волынской, Киевской, Курской, Псковской, Пензенской, Новгородской, Костромской, Тверской и Смоленской губерний.

С 18 февраля 1919 года место священника в приходе села Крутинского было вакантно.

В 1926 году в селе Крутом (Райское) действовали сельсовет, школа первой ступени, население, в том году составляло – 309 душ русских. Село находилось на речке Айтат, в 22 км. от Большой Мурты. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» село Крутое было основано в 1908 году. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

После закрытия, в годы большевистской смуты, храм в селе Крутинском использовался как колхозная кладовая.

В наше время село Крутое нежилое. Старожилы села Айтат, находящегося неподалёку от места, где было село Крутое, помнят, что сломанный Крутинский храм был увезён в Мурту, где из него построили жилой дом, по улице Чапаева. Владелец дома, Геннадий Петров, купил здание храма по цене 200 рублей, построил из храма дом, кухню и баню, прожил в нём около трёх лет и скончался. Следующий владелец этого дома также прожил в нём не долго…из телефонного разговора с библиотекой села Айтат.

  1. 6. В 1905 году было основано село Минск. из телефонного разговора с сельсоветом.

Указом Священного Синода от 1912 года в селе Минск был открыт самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика.

В 1913 году в деревне Минск был построен деревянный храм в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. При храме действовал попечительский совет, который оказывал помощь семьям военнослужащих. В 1914 году в приходе был открыт попечительский совет помощи семьям лиц, призванных на войну.

В 1916 году причт состоял из священника и псаломщика, у обоих имелись дома. Население – около 2000 душ православных состояло из переселенцев: Минской, Казанской, Могилевской, Гродненской и Самарской губерний.

С 20 сентября 1918 года место священника в приходе села Минск было вакантно.

В 1926 году в селе Минском (Обейка) действовали сельсовет, школа первой ступени, лавка общества потребителей и фельдшерский пункт, население, в том году составляло – 379 душ белорусов. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» село Минск было основано в 1898 году. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

После закрытия, в годы большевистской смуты, храм села Минск использовался как колхозная кладовая.

В наше время храм в селе Минск сохранился, он нуждается в реставрации, в нём проводятся Богослужения.

  1. 7. Село Отрадное было основано в 1909 году, крестьянами – переселенцами из Тульской губернии, названо в честь села Отрадного, описанного Львом Толстым в романе «Война и мир» 51.

Указом Священного Синода от 1913 года в селе Отрадном был открыт самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика. В 1915 году в селе Отрадном был построен деревянный храм во имя Святой Троицы.

В 1916 году Отрадненский причт состоял из священника и псаломщика, у обоих имелись новые дома. Население – около 1000 душ православных состояло из переселенцев: Тульской, Калужской, Черниговской, Харьковской, Волынской, Полтавской, Орловской, Вятской, Казанской и Гродненской губерний.

В 1926 году в селе Отрадном действовал сельсовет, население составляло – 137 душ русских. Село находилось на речке Таловая, в 32 км. от Большой Мурты. По мнению составителей «Списка населённых мест Сибирского края» село Отрадное было основано в 1909 году. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

В 1929 году Отрадненский храм был закрыт и приспособлен под школу.

  1. 8. В 1915 году был открыт Межевский Михаило – Архангельский приход. В селе Межево имелся деревянный храм в честь Архистратига Божиего Михаила. Причт состоял из священника и псаломщика, в 1916 году дома для них строились.

В 1937 году Межевский храм был закрыт и приспособлен под колхозную кладовую.

В 1916 году на территории района действовало восемь православных приходов состоящих из восьми сел и 32 деревень, населением свыше 13000 душ православных.

В 1926 году в селе Межево действовал сельсовет, школа первой ступени, изба – читальня, народный дом и лавка общества потребителей население составляло – 1441 душу русских. «Список населённых мест Сибирского края» 1926 год.

После закрытия Межевского храма, в нём устроили сельский клуб. Году в 2016, приблизительно, старый клуб сгорел, место это находится по улице Якова Стаценко, неподалёку от сельсовета. из телефонного разговора с сельсоветом.

Священнослужители

с. Юксеево:

с 1744 г. до 1893 г. – священники рода Тыжновых

иерей Антип (Тыжнов) до 1763 г.

иерей Тимофей (Тыжнов) в начале 19 века.

протоиерей Гавриил (Тыжнов) с 1836 г., до 16 июля 1893 г.

иерей Петр (Подкопаев) с 14 мая 1892 г., до 21 декабря 1902 г.

иерей Никандр (Евтихиев) с 23 декабря 1902 г., до 25 апреля 1909 г.

иерей Митрофан (Любутский) с 29 мая 1909 г., до 2 июля 1912 г.

иерей Михаил (Любутский) в 1911-1913гг.

иерей Стефан (Вазингер) с 28 февраля 1913 г., до 28 октября 1918 г.

иерей Димитрий (Успенский) с 6 марта 1919 г.

с. Подъемского:

иерей Иоанн (Попов) в 1863-1866гг.

иерей Феодор (Смиренский) в 1884 г., до 7 октября 1892 г.

иерей Георгий (Глаголев) с 12 ноября 1892 г. до 11 февраля 1895 г.

иерей Иоанн (Данилов) с 5 июня 1896 г.

иерей Симеон (Семенов) в 1899 г.

иерей Иннокентий (Нестеров) с 1900 г., до 30 января 1910 г.

иерей Автоном (Рогозинский) с 11 марта 1910 г. и в 1911-1913 гг.

иерей Николай (Пальмин) с 12 августа 1913 г., до 19 февраля 1915 г.

иерей Сергий (Семидалов) с 12 марта 1915 г., до 6 июня 1918 г.

иерей Иаков (Гах) с 25 июня 1918 г. настоятель.

Гах Яков Пантелеевич. Род. в 1895 в Волынской губ. Украинец, грамотный. Проживал в с. Подъемная. Священник. Арестован 28.10.1920. Обвинение в АСА. Дело прекращено 19.12.1920 Красноярской губЧК в связи с амнистией. Реабилитирован 10.12.1998 прокуратурой КК (П-6510).

с. Большая Мурта:

иерей Никандр (Соловьев) с 1854г. до 4 февраля 1888 г. был назначен к строящемуся храму

иерей Иоаким (Алексеев) с 1888 г. до 1913 г.

иерей Иоанн (Алексеев) до 21 августа 1913 г., и в 1915 г. паки, до 8 ноября 1918 г., в 1915 г. благочинный 3-го участка, Красноярского уезда., 29 июня 1917 г., здесь же.

иерей Афанасий (Петров) с 31 декабря 1918 г., до весны 1919 г.

иерей Симеон (Корлаков) с 18 февраля 1919 г.

Токарев Терентий Иванович. Род. в 1874 в с. Частоостровское Емельяновской вол. Русский, окончил духовное училище. Проживал в с. Большая Мурта. Священник. Арестован 15.04.1920. Обвинение в колчаковской службе. Осужден 07.07.1920 Красноярской губЧК на 5 лет концлагерей. Проживал в с. Частоостровское. Без определенных занятий. Арестован 13.03.1930. Обвинение по ст. 58-11 УК РСФСР. Дело прекращено 26.04.1930 КОС ОГПУ за недостаточностью собранных доказательств. Реабилитирован 30.04.1998 прокуратурой КК (П-23246, П-1201).

с. Еловка:

иерей Григорий (Остроумов) в 1861-1866гг.

иерей Александр (Коновалов) в 1885-1889 годах

иерей Гавриил (Галицкий) в 1889 году до 16 сентября 1891 г.

иерей Александр (Бриллиантов) с 26 ноября 1891 г. до 12 февраля 1904 г.

иерей Василий (Орестов) с 19 апреля 1904 г., до 8 ноября 1918 г., благочинный.

иерей Петр (Евфимов) с 31 декабря 1918 г.

с. Крутинского:

иерей Симеон (Корлаков) с весны 1911 г., до 18 февраля 1919 г.

иерей Игнатий (Самборский) с 12 августа 1919 г.

Самборский Игнатий Матвеевич. Род. в 1880 (1896) в пос. Сартана Подольской губ. Украинец, образование низшее, из крестьян. Священник. Проживал в д. Крутая Большемуртинского р-на. Состав семьи: жена, 39 л., сын, 6 л. Лишен избирательных прав в 1929 как служитель религиозного культа. Арестован 19.10.1929. Обвинение в КРП. Осужден 13.01.1930 на 3 года концлагерей. Проживал в д. Листвянка Большемуртинского р-на. Семья от высылки бежала. Арестован 19.10.1933. Обвинение по ст. 58-10, 58-14 УК РСФСР. Освобожден под подписку о невыезде. Дело прекращено 13.3.1934 СПО ПП ОГПУ ВСК по реабилитирующим обстоятельствам (ст. 204 п. «б» УПК РСФСР). Реабилитирован 21.12.1998 прокуратурой КК (АРУ ФСБ России по Красноярскому краю, д. П-8931, П-973; Архивный отдел администрации Большемуртинской) р-на, ф. 34, оп. 1, д. 343)

с. Минское:

иерей Петр (Ефимов) с 1913 г., до 31 декабря 1918 г.

с. Отрадное:

иерей Иоанн (Самуилов) с 10 августа 1913 г до 14 декабря 1913 г.

иерей Филипп (Гнатюк) со 2 января 1914 г., и в 1919 г.

с. Межево:

иерей Климент (Холдевич) до 6 ноября 1914 г.

иерей Иоанн (Воронов) с 20 ноября 1914 г., и весной 1918 г.

Никольский Александр Павлович. Род. в 1873 в г. Красноярске. Русский, окончил духовную семинарию. Священник. В 1931 за контрреволюционную деятельность подвергался аресту. В 1934 осужден на 1 год принудработ за невыполнение гособязательств. Проживал в с. Межево Большемуртинского р-на. Священник в церкви. Арестован 06.10.1937, содержался в Красноярской тюрьме, по делу проходило 8 чел. Обвинение в КРА. Приговорен 30.11.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 30.11.1937 в г. Красноярске. Реабилитирован 11.09.1965 Красноярским крайсудом (П-14277).

Репрессированные:

Крекнин Венедикт Дмитриевич. Род. в 1884 в Вятской губ. Проживал в Большемуртинском р-не. Священник. Арестован 06.12.1937. Обвинение в АСА. Приговорен 09.12.1937  тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 10.12.1937         в г. Красноярске. Реабилитирован 19.07.1989 прокуратурой КК (П-19667).

Нос Иосиф Павлович, 1882 г.р., председатель церковного совета, позднее псаломщик. 1 сентября 1937 года был арестован в селе Лакино, Большемуртинского р-на. 30 ноября 1937 года осужден на 10 лет. (1).

Перейти к верхней панели